ФЭНДОМ

Рыцари, сражавшиеся на турнире, были одеты в иные доспехи, чем те, которые они носили в бою. Доспехи были тяжелыми, большой шлем был выложен чем-нибудь изнутри, на щите помещался большой герб, рыцарь был защищен латами на груди и спине. Несколько подобных шлемов все еще можно найти в коллекциях, они весили более 20 фунтов (9 кг -Авт). Так как остальные упомянутые доспехи были такой же крепости и толщины, то можно догадаться, сколько весил рыцарь, выходящий на турнирную арену, - он был внушительным, но неповоротливым.

Слева к груди и плечу прикреплялся маленький, но толстый деревянный щит, покрытый кожей и украшенный геральдическими знаками с гербом воина. Поверх доспехов рыцарь часто надевал короткую вышитую рубаху. Лошадь тоже была покрыта вышитой попоной, которая почти достигала земли. Голова и шея рыцаря были защищены кольчугой и стальными ¦ластинками доспехов.

На турнире сражались на мечах или булавах. Меч, который использовался, был закруглен на конце и затуплен по бокам и скорее напоминал простой кусок стали, все удары наносились плашмя, но не острием. В бою надо было не пронзить противника, а сбросить его с лошади. В этом и состояла необходимость доспехов, достаточно крепких, чтобы противостоять силе тяжелых ударов и предупредить ранение рыцаря, если он будет сброшен с лошади.

Булаву делали из дерева, подвешивая на веревке к правой стороне нагрудника. Маленький деревянный щит, упомянутый ранее, назывался «плащевым оружием». Он надевался перед поединком, в котором надо было ударить противника в центр щита и сбить его с лошади или разбить его пику. Такие щиты делались выпуклыми, чтобы удар соскальзывал и был поверхностным. Бойцы использовали пики с затупленными концами, с тремя маленькими выступами, но без наконечников...

Если ни один из бойцов не падал с лошади при первом столкновении, они могли возвратиться к концу турнирной арены и атаковать еще два раза. Их оруженосцы ждали там, готовые после каждой атаки заменить пики или любую другую поврежденную деталь доспехов.

Sword and Buckler - фехтование с мечом в одной руке и небольшим щитом в другой. (Миниатюра, 14 век)

На открытом воздухе в одном конце турнирной арены устанавливались палатки бросающих вызов, а на другой - тех, кто принимал его. Церемония была следующей: бросающий вызов вывешивал свои щиты на палатках, и любой рыцарь, желающий принять вызов, подъезжал и дотрагивался до щита пикой, тем самым выражая свое желание сражаться с владельцем щита...

В конце турнира победитель награждался призом. Его вручала одна из дам, та, которую называли «королевой красоты».

Параллельно с поединками верхом пользовались популярностью фехтовальные поединки пеших рыцарей, вооруженных мечом и небольшим круглым щитом, без громоздких шлемов и панцирей. Такое фехтование называлось «Sword and Buckler» («меч и баклер»). «Баклер», или иначе «брокель» - это кулачный щит: «Такие щиты были известны в Англии еще в период раннего средневековья. Диаметр этого щита около 30 см. Его центральная часть образовала выпуклую (реже - вогнутую) сферу, полую внутри, в которой и находился кулак, держащий щит. Считается, что в Европу он попал в VII веке из Византии. Баклер продержался в Европе примерно до конца XVI века. Его кайма обычно представляла собой прочный железный обруч, ударом которого можно было сломать острие копья или клинок меча. Баклером не столько прикрывались, сколько активно парировали удары, выбрасывая кулак навстречу и как бы сбивая направление атаки.

В некоторых источниках баклер считают щитом-кастетом, что, в общем, не лишено основания. Его навершием, которое могло иметь коническую форму, можно было наносить прямые удары, аналогичные ударам кулаком. Парирование баклером осуществлялось как с помощью встречных ударов, так и с помощью подставок или отбивов оружия в сторону, после которых, как правило, следовал удар навершием или кромкой щита». 

С XII века в паре с баклером чаще всего использовался «bastard sword» - полуторный меч, длина лезвия которого колебалась от 90-95 до 120 см, а ширина составляла 4-5 см. В дальнейшем вместо «bastard sword» стали применять также «broad sword»: «В англоязычной терминологии... под термином «широкий меч», то есть «броад сворд» понимается, в первую очередь, палаш - оружие с прямым клинком и односторонней заточкой. Палаш тяжелее шпаги и рапиры. Он считался менее аристократическим оружием. Во всяком случае, в Англии, где он часто употреблялся в паре с баклером... Пехотинец же, работая палашом, выполнял мощные удары в вертикальной плоскости из подвешенного положения оружия, слегка разворачиваясь или отстраняя корпус».  http://enciklopediya-tehniki.ru/istoriya-edinoborstv/fehtovanie-u-britancev.html